Проходить практику медсестры в реанимации и вести отчетный дневник должны как учащиеся медицинских колледжей по специальности сестринское дело, так и студенты мед. вузов. При этом их обязанности не слишком отличаются – все студенты-медики выступают в качестве помощников реанимационных медсестер, учатся выполнять их работу.
Работа медсестры в отделении интенсивной терапии
В отделении анестезиологии и реаниматологии медицинские сестры выполняют широкий спектр работ:
- Осуществляют назначения врача;
- Заполняют медицинскую документацию;
- Обеспечивают адекватный уход за пациентами;
- Контролируют состояние больных – артериальное давление, пульс, насыщение крови кислородом, объем выделяемой мочи и введенной жидкости;
- При необходимости оказывают неотложную помощь;
- Информируют доктора об изменениях в состоянии пациентов;
- Поддерживают медицинское оборудование и инструментарий в состоянии готовности.
Обратите внимание!
Медсестра подчиняется врачам и заведующему реанимационным отделением, а также старшей медицинской сестре.
Средний медперсонал заполняет журналы, в которых фиксируются:
- Время работы кварцевых ламп и проведения генеральных уборок;
- Производственные аварийные ситуации;
- Подачи экстренных сообщений в Роспотребнадзор;
- Лабораторные анализы, переданные в СПИД-центр;
- Введенные наркотические или иные сильнодействующие средства;
- Производственные отходы класса «Б»;
- Расход шприцев;
- Состояние противопожарной системы, эвакуационных путей.
Все журналы и тетради хранятся на рабочем столе, заполняются своевременно, по мере необходимости.
В реанимационном отделении, как правило, нет разделения медсестер на палатных и процедурных: каждая из них должна в полном объеме осуществлять процедуры по уходу и лечебные манипуляции. Особых навыков требует работа медсестры-анестезистки. Ей нужно уметь готовить наркозно-дыхательную аппаратуру и правильно вводить медикаменты для анестезии.
Врачи подчеркивают, что ведение дневника медсестры в реанимации является важным аспектом работы, который способствует улучшению качества ухода за пациентами. Правильное документирование позволяет отслеживать динамику состояния больного, фиксировать проведенные процедуры и реакции на лечение. Врачи рекомендуют записывать не только медицинские данные, но и наблюдения за поведением и эмоциональным состоянием пациента, что может оказать влияние на дальнейшую терапию.
Кроме того, важно соблюдать четкую структуру записей, чтобы информация была доступной и понятной для всей команды. Врачи акцентируют внимание на необходимости регулярного обновления записей, что позволяет избежать путаницы и ошибок в критических ситуациях. В конечном итоге, качественный дневник медсестры становится не только инструментом для работы, но и важным элементом командного взаимодействия в реанимации.
Производственная практика по реаниматологии
Основные цели прохождения сестринской практики в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ): изучить основные направления деятельности реанимационной медсестры, уметь оказывать пациентам адекватную помощь, осуществлять уход за тяжелобольными.
Задачи производственной практики включают:
- Изучение функциональных обязанностей среднего и младшего медперсонала, условий их работы;
- Приобретение навыков ухода за реанимационными больными;
- Обучение лечебно-диагностическим манипуляциям, доступным медсестрам;
- Изучение принципов работы медицинских приборов и аппаратов, используемых в отделении анестезиологии и реаниматологии (мониторов, дефибрилляторов, аппаратов ИВЛ и наркозных);
- Освоение методик оказания неотложной помощи, методов контроля при выведении больного из состояния клинической смерти;
- Понимание базовых принципов деонтологии и врачебной этики при контакте с коллегами, пациентами, их родственниками.
Студенты, которые приступают к прохождению сестринской практики, уже знакомы с теоретическими основами анатомии и физиологии. Основная их цель на данном этапе – набраться практического опыта, чтобы при выпуске из учебного заведения уметь самостоятельно проводить элементарные манипуляции даже у тяжелых больных.
Важно!
Учащиеся могут осуществлять уход и лечение пациентов только с их согласия. Больных нужно информировать, что работать с ними будет медик, пока не завершивший обучение. Все процедуры проводятся под контролем медицинской сестры или доктора.
Перед началом работы в ОРИТ практиканты проходят инструктаж по технике безопасности, поскольку работают в опасных условиях, постоянно контактируя с потенциально зараженными биологическими жидкостями, токсичными средствами, электрическими приборами.
Если по ходу прохождения практики у студента возникают организационные вопросы, то для их решения следует обратиться к куратору или заведующему практикой из числа преподавателей колледжа / вуза.
Важно!
Таким образом, практикант подотчетен не только преподавателям учебного учреждения, но и заведующему отделением, в котором он работает.
Серьезные требования предъявляют к внешнему виду студента: важно, чтобы он был одет в чистую, опрятную медицинскую форму, шапочку, обут в сменную обувь без высокого каблука, которую легко можно обработать дезинфицирующими растворами. В форменной одежде и сменной обуви нельзя выходить на улицу, чтобы не спровоцировать микробное загрязнение реанимационного блока.
Ногти на руках работника должны быть коротко острижены, без лака, который может вступить в химическую реакцию с некоторыми дезрастворами. По этой же причине не допускаются кольца, перстни и иные украшения на руках.
Длинные волосы убирают под шапочку. Запрещены духи с резкими, ярко выраженными ароматами – они способны спровоцировать бронхоспазм у предрасположенных пациентов.
Практикантам в отделении строго воспрещается курить, жевать жвачку, разговаривать на повышенных тонах, проводить фото- или видеосъемку, фамильярно общаться с коллегами и пациентами.
Видео – Медсестры отделения реанимации рассказывают о своей работе
Ведение дневника медсестры в реанимации — это важный аспект практики, который помогает не только фиксировать информацию о пациентах, но и развивать профессиональные навыки. Многие медсестры отмечают, что регулярные записи позволяют лучше понимать динамику состояния больных, а также выявлять закономерности в их лечении. В дневнике можно отражать не только медицинские данные, но и эмоциональные переживания, что способствует снижению стресса и выгоранию.
Опытные коллеги советуют уделять внимание деталям: время введения лекарств, реакции пациентов и особенности взаимодействия с командой. Это помогает не только в обучении, но и в дальнейшем анализе собственных действий. Кроме того, ведение дневника способствует улучшению коммуникации с врачами, так как все важные моменты всегда под рукой. В итоге, такой подход делает работу медсестры более осознанной и эффективной, что особенно важно в условиях реанимации.
ОРИТ: распорядок рабочего дня
Распорядок дня в реанимационных отделениях разных больниц может различаться. Как правило, утренняя смена начинается в 8 часов утра и заканчивается в 3 часа дня. В таком случае дневной распорядок будет выглядеть следующим образом:
- 8:00 – 8:30 – совместный обход дежурного врача, зав. отделением, медицинских сестер;
- 8:30 – 9:00 – утренний отчет в отделении;
- 9:00 – 14:30 – работа в реанимационных палатах, на сестринских постах;
- 14:30 – 15:00 – передача смены дежурной бригаде.
Студенты, которые проходят производственную практику в отделении реанимации и интенсивной терапии, должны своевременно являться на работу – не позже 7:45 – 7:50. За 10-15 минут они успевают надеть врачебную форму и сменить обувь, чтобы не занести в инфекцию в реанимационный блок.
Для учащихся обязательно присутствие на врачебных обходах и ежедневных отчетах, на которых обсуждают состояние пациентов и дальнейшую тактику их ведения. Во время работы на посту студенты выполняют распоряжения врачей и медицинских сестер, фиксируя все выполняемые процедуры в отчете по производственной практике.
Отдельное время (около 30 минут) выделяют на прием пищи. На обед сотрудники уходят в разное время, чтобы в реанимационном зале постоянно присутствовали врач и медсестра. Питание осуществляется в специально отведенных для этого помещениях.
4-5 раз за сутки проводится влажная уборка реанимационного блока, обработка поверхностей дезинфицирующими средствами и кварцевание. Это важно для профилактики распространения внутрибольничных инфекций.
Если студенту приходится пропустить рабочие дни по уважительной причине, об этом своевременно нужно уведомить старшую медсестру ОРИТ и заведующего практикой.
Важно!
Запрещено выходить на работу в реанимационный блок при наличии даже легких признаков инфекционного заболевания.
Более подробно о работе ОРИТ можно прочитать в этой статье.
Дневник практики медсестры в реанимации
В качестве отчета в конце прохождения практики реанимационной медсестры сдается дневник, заполненный по дням и часам. Требования к ведению дневников несколько различаются в разных учебных заведениях, но основные пункты, как правило, остаются неизменными:
- На лицевой странице указывается полное наименование учебного заведения, фамилия, имя, отчество студента, специальность, по которой он проходит обучение. Также нужно указать ФИО руководителей практики и место ее прохождения.
- Обычно к дневнику прилагается характеристика лечебного учреждения и отделения, в котором работал практикант. В характеристиках указываются расположение, e-mail и адрес сайта больницы, количество коек в отделении, численность медицинского персонала, оснащение, основное направление работы отделения (нейрореанимация, кардиореанимация, реанимационно-анестезиологическое отделение, детская реанимация и т. п.).
- Ставится отметка о проведении инструктажа по технике безопасности, которая заверяется подписями инструктора и студента.
- Затем начинается основная часть дневника, в которой по дням перечисляются все выполненные манипуляции, проведенные работы, составляется план ухода за пациентами. Количество дней прохождения практики определяется внутренними приказами учебного заведения.
- В качестве итога формируется сводная таблица выполненных манипуляций, в которую заносится количество поведенных процедур за каждый день и за все время работы в отделении.
- В конце прилагается отзыв руководителя практики, в котором он отмечает все недостатки работы студента и оценивает объем приобретенных им навыков.
Видео – Врач и медсестра: вместе или вместо
Основные правила ведения дневника
Заполнение дневника имеет некоторые особенности:
- В первый день отводится время на ознакомление студента с медицинской документацией отделения, режимом его работы, на инструктаж по технике безопасности.
- Дневник заполняется ежедневно и отдается на подпись зав. отделением.
- Все виды работ расписываются по часам.
- Все манипуляции описываются максимально конкретно: не просто «работа в процедурном кабинете», а «заполнение систем для внутривенных инфузий, выполнение инъекций, их тип, количество» и т. п.
- Для каждого пациента отдельно указывается основной (врачебный) и сестринский диагнозы – по ведущим синдромам, которые определяют тяжесть его состояния.
Дневник должен быть заполнен чисто, без помарок и грамматических ошибок. В некоторых учебных учреждениях разрешается вести печатный вариант дневника.
По итогам практики обычно сдается дифференцированный зачет. Преподаватель оценивает практические навыки, теоретические знания, правильность заполнения дневника.
Производственная практика в отделении анестезиологии и реанимации – важный этап в обучении любого медицинского работника. Она дает возможность получить реальный опыт работы с тяжелыми пациентами. А грамотно заполненный отчетный дневник позволяет руководителю в полной мере оценить объем усвоенного материала и количество полученных навыков.
Вопрос-ответ
Что написать в дневнике по практике?
Дневник отчета по практике – это рассказ о каждом проведенном на предприятии дне. Здесь расписываются время, проведенное на месте прохождения стажировки, выполнение всех работ по заданию руководителя, а также исполненный результат. Он представляет собой либо подшитую книжку формата А5, либо подшитые листы формата А4.
Как правильно заполняется дневник по практике?
Дневник нужно заполнить правильно, по форме, утвержденной образовательным учреждением. В нем обязательно проставляются подписи лиц, направивших студента на практику (от учебного заведения), и принявших (от места прохождения практики). Дневник по практике может также содержать индивидуальные задания руководителя.
Каковы должностные обязанности медсестры отделения реанимации и интенсивной терапии?
Медсестра отделения реанимации и интенсивной терапии отвечает за мониторинг состояния пациентов, выполнение назначений врачей, обеспечение жизненно важных функций, проведение процедур и манипуляций, таких как установка катетеров и инъекций, а также оказание поддержки пациентам и их семьям. Она также участвует в сборе и анализе медицинской информации, ведет документацию и обеспечивает соблюдение стандартов безопасности и гигиены.
Кто должен вести дневник практики?
Дневник практической подготовки является обязательным документом, по которому студент отчитывается о выполнении практики. По окончании практики студент должен представить дневник руководителю практики от предприятия для составления отзыва о проделанной студентом работе.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом записи в дневнике медсестры, определите структуру и формат, который будет удобен для вас. Это может быть разделение на категории, такие как “Пациенты”, “Процедуры”, “Наблюдения” и “Рекомендации”. Четкая структура поможет вам быстро находить нужную информацию и сделает записи более организованными.
СОВЕТ №2
Записывайте информацию сразу после выполнения процедур или наблюдений. Это поможет избежать забывания важных деталей и обеспечит точность записей. Используйте краткие и ясные формулировки, чтобы упростить процесс записи и сделать его более эффективным.
СОВЕТ №3
Регулярно пересматривайте свои записи, чтобы выявить тенденции в состоянии пациентов и оценить эффективность проведенных мероприятий. Это не только поможет вам в дальнейшем улучшить качество ухода, но и станет основой для обсуждения с коллегами и врачами на планерках.
СОВЕТ №4
Не забывайте о конфиденциальности. Убедитесь, что ваши записи защищены и не содержат личной информации о пациентах, которая может быть раскрыта. Используйте кодовые обозначения или инициалы, если это необходимо, чтобы сохранить анонимность пациентов.